Top.Mail.Ru

60 лет Театру на Таганке: история и современность

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

23 Апрель 2024

В Мире

23 апреля 2024 года исполняется 60 лет Театру на Таганке. Его история началась еще в 1911 году, когда на месте двухэтажного красного здания располагался электротеатр немого кино «Вулкан». С тех пор оно пережило несколько перестроек - в разное время здесь находился филиал Малого театра, Театр Сафонова и, наконец, Московский театр комедии и драмы, преобразованный Юрием Любимовым во всем известный Театр на Таганке в 1964 году.

В Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, новый главный режиссер - артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б.В.Щукина, Юрий Петрович Любимов пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменил название и стал называться - Театр на Таганке, в обиходе - просто Таганка.

Обаяние студийности, азартной и умной игры, легкой и выразительной условности сразу пленило москвичей. Следующие спектакли закрепили успех. В «Десяти днях, что потрясли мир» по Д.Риду — «народном представлении в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой» — зрители попадали в накаленный и праздничный мир революции. Праздником театра здесь становилось все. Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, живое дыхание дня — все это делало Таганку не просто популярной, но жизненно важной. С публикой говорили прямо и не скрывая лица. Внутренняя свобода, достоинство, отпечаток собственной личности отличали актеров Таганки первой ее поры — Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, Зинаиду Славину и Аллу Демидову и стали традицией, обязательной до сих пор.

Пожалуй, самой главной ролью Высоцкого на «Таганке», а по совместительству — самым знаменитым спектаклем театра стал «Гамлет». Актер играл шекспировского Гамлета в переводе Пастернака 317 раз. И по настоянию Любимова обошлись без пышных декораций: герой в исполнении Высоцкого больше походил на типичного барда — при гитаре, в черном свитере и джинсах.

«Гамлет» прогремел не только в Советском Союзе, но и на международных театральных фестивалях. Примечательно, что 18 июля 1980 года, за неделю до смерти, Высоцкий последний раз играл как раз его. Позднее спектакль сняли с репертуара, так как искать замену Высоцкому отказались.

Другая традиция Таганки — владение всей палитрой искусств. Слово и действие - основа драмы были так же важны, как музыка, движение, пение. Со спектакля «Антимиры» по стихам Вознесенского начался на Таганке театр поэзии; со спектакля «Живой» по повести Можаева — театр прозы.

Театр давал своим зрителям уроки литературы, пройдя с ними путь мировой классики с античных времен до Чехова и Брехта. Здесь царили Пушкин и Маяковский, поэты Серебряного века и военной поры; по произведениям Достоевского, Булгакова и Пастернака, «деревенской», «городской» и военной прозы создавался сценический эпос.

Таганка давала также уроки истории и гражданского безбоязненного мышления, служа кафедрой и трибуной, царством искусств и местом встречи людей. Поэтому такой мощный и плотный слой друзей окружал ее - из числа тех, что принято называть цветом нации: ученые, общественные деятели, художники.

В Театре на Таганке Юрий Любимов поставил 60 спектаклей, среди которых две постановки «Доброго человека из Сезуана», «Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир», «Жизнь Галилея», «Послушайте», «Пугачев», «Живой», «Берегите ваши лица», «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Дом на набережной», «Братья Карамазовы», «Медея», «Мед», «Антигона», «Маска и душа», «Владимир Высоцкий».

В 1984 -1989 годах Юрий Любимов жил и работал заграницей. Главным режиссером театра был назначен Анатолий Васильевич Эфрос, поставивший здесь спектакли «Вишневый сад», «На дне», «У войны – не женское лицо», «Прекрасное воскресенье для пикника», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп». Эфрос подписал коллективное письмо актеров Таганки за возвращение Юрия Любимова.

В 1987 году, после ранней смерти Анатолия Эфроса, театр возглавил Николай Николаевич Губенко. В 1992 году, в результате раскола труппы, путем тайного голосования было принято решение о разделе театра. В апреле 1993 года был образован новый театр «Содружество актеров Таганки», который занял Новую сцену театра.

В 2011 году Юрий Любимов оставил руководство Театром на Таганке, и исполнение обязанностей художественного руководителя возложили на Валерия Золотухина, который оставался на этом посту до марта 2013 года и покинул его по состоянию здоровья. Директором театра стал Владимир Флейшер. В период его руководства в театре состоялся проект «Группа юбилейного года» (спектакли, выставки, акции), посвященный пятидесятилетию театра, осмыслению его влияния на театр сегодняшний.

В 2015 году в жизни Театра на Таганке начались коренные изменения. Директором театра стала актриса, режиссер, телеведущая, продюсер Ирина Апексимова. В первый же год ее прихода стартовал проект «Репетиции», открывший двери всем желающим предложить театру свои идеи. «Репетиции» (лауреат театральной премии «Московского комсомольца» в номинации «Проект года») существуют до сих пор, а театральный репертуар пополнился благодаря им несколькими новыми спектаклями, среди которых «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе.

Театр на Таганке стал активно приглашать к сотрудничеству интересных режиссеров среднего поколения, среди которых Андрей Гончаров, Константин Богомолов, Марфа Горовиц, Алексей Франдетти, Георгий Сурков, Денис Азаров, Максим Диденко, Дайнюс Казлаускас, Александр Баркар, Денис Бокурадзе, Денис Хуснияров, Данил Чащин, Сергей Чехов, Лера Суркова, Сергей Трифонов, Андрей Кайдановский, Юрий Муравицкий. Также делается ставка на поиск новых пьес и имен, развитие музыкального направления и культурный диалог со своим наследием.

Два спектакля Театра на Таганке – «Беги, Алиса, Беги» и «Суинн Тодд, маньяк-цирюльник в Флит-Стрит» - стали лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска». В репертуаре сохраняется несколько спектаклей Юрия Любимова, среди которых «Добрый человек из Сезуана», «Мастер и Маргарита» и «Тартюф». Последний сосуществует в афише с новой версией под названием «Lё Тартюф. Комедия» в постановке Юрия Муравицкого.

В 2021 году в жизни театра произошли два знаменательных события. Было принято решение об объединении двух коллективов спустя тридцать лет после раскола. Кроме того, Ирина Апексимова пригласила на должность главного режиссера Юрия Муравицкого, поставившего здесь спектакли «День Победы», «Вишневый сад» и «Lё Тартюф. Комедия».

Одним из первых проектов Юрия Муравицкого на этом посту стала художественно-образовательная программа «Портреты», посвященная театральным корифеям, определяющим лицо и эстетику Театра на Таганке. Это Константин Станиславский, Бертольт Брехт, Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд и Юрий Любимов.

В юбилейный год в театр возвращается поэзия. Проект неслучайно назвали «В поисках жанра» - именно так в 1970-х называлась серия спектаклей-концертов, построенных на стихотворениях и музыке артистов Театра на Таганке. Под таким девизом проходит и весь 60-ый, юбилейный сезон. В поисках жанра, в поиске новых идей, новых лиц, талантов – Театр на Таганке продолжает исследовать творческий мир.

23 апреля вновь прозвучат со сцены Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Юрий Левитанский, а эхом им будет голос нашего времени (и душевные песни от ВИА «Кама»). 

Директор Таганки Ирина Апексимова рассказывает:

- Наш театр необычный, поэтому мы решили праздновать день рождения не просто юбилейным вечером, а вечером современной поэзии. У Театра на Таганке исторически очень прочная связь с поэтическим словом, все знают, что для этой сцены творили знаменитые поэты и писатели, музыканты и композиторы. Вот мы и придумали конкурс, чтобы найти современных молодых авторов, и количество заявок оказалось таково, что сроки конкурса даже пришлось немного сдвинуть. Из лонг-листа мы отберем 20 лучших, и стихи победителей прозвучат в день рождения театра в исполнении его артистов.

Ирина Апексимова отметила, что весь театральный сезон для труппы - юбилейный, а потому насыщен премьерами и планами. Театр на Таганке уже сделал большой рывок, выпустив девять новых спектаклей, а сейчас репетируются еще три названия. Это «Свадьба» по мотивам фильма Павла Лунгина в постановке Александра Карпушина, «Снимается кино» по пьесе Эдварда Радзинского (режиссер Виктория Латышева) и новая версия знаковой для Таганки постановки – «Деревянные кони» по повести Федора Абрамова. В 1974 году эту историю воплотил на сцене Юрий Любимов, теперь - ставит Светлана Землякова.

К юбилею Театра на Таганке также планируется установить памятник его основателю Юрию Любимову. С такой инициативой выступила вдова мастера Каталин Любимова, идею поддержали руководители ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга. Открыть памятник планируется осенью 2024 года.

Добавим, к 60-летию Таганки 23 апреля на Первом канале российского телевидения представят две премьеры – документальные фильмы «Я вышел на подмостки…» (о Владимире Высоцком) и «Юрий Любимов. Человек века».

Читайте также