Top.Mail.Ru

Новое прочтение “Кукольного дома” Ибсена в постановке Андрея Павлова в Ашхабаде

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

12 Декабрь 2025

Культура

Пьеса Генрика Ибсена «Кукольный дом», созданная в 1879 году по мотивам реальной истории, стала для своего времени настоящим вызовом общественным представлениям о морали и положении женщины в семье, - сообщает сайт «Туркменистан: золотой век».
Норвежские зрители увидели в ней смелый феминистский акцент и горячо оправдывали Нору, пошедшую на подлог ради благополучия мужа. Сегодня подобная трактовка выглядит спорной, однако интерес к пьесе не угасает.
На сцене Государственного русского драматического театра имени А. С. Пушкина произведение прозвучало в непривычной, экспериментальной форме. Режиссёр Андрей Павлов выбрал черно-белую эстетическую палитру и включил в постановку необычный приём: каждого персонажа играют два исполнителя. Один из них выступает с закрытым лицом — своеобразный «двойник», символизирующий скрытую, теневую сторону героя. Так подчёркивается атмосфера лицемерия, пронизывающая весь Кукольный дом. Дополнительный акцент создают блестящие элементы декора и грима: желание казаться лучше, чем ты есть, становится частью образа каждого персонажа.
Нора и её супруг, адвокат Хельмер, в начале действия предстают радостными хозяевами благополучной семьи: Хельмер получил престижную должность управляющего банком. Но неожиданно в его руках оказывается письмо от Крокстада, где раскрывается давний секрет — Нора подделала подпись ради спасения мужа. Реакция Хельмера разрушает иллюзию семейного счастья: он думает лишь о том, что скандал способен разрушить его карьеру. Лишь получив от Крокстада второе письмо с обещанием молчать, он снова обращается к Норе с прежней нежностью.
Так становится ясно: Хельмера тревожит не поступок Норы как таковой, а угроза его безупречному образу. Нора вдруг понимает, что рядом с ней не тот человек, в которого она верила, и решает покинуть Кукольный дом, разрывая привычные связи.
– Показ «Кукольного дома» в рамках празднования Нейтралитета оказался как нельзя более своевременным, – отмечает режиссёр Андрей Павлов. – Наша задача заключалась не в осуждении героев, а в стремлении понять их мотивы.
Особым художественным решением стало использование проекций на стены сцены. Зрители могли видеть произведения классиков авангарда: «Зимний пейзаж» Василия Кандинского, «Подруги» Густава Климта, «Девочку на шаре» Пабло Пикассо, «Чёрный квадрат» Казимира Малевича и другие полотна. Эти изображения не только формировали атмосферу интерьера, но и создавали дополнительный смысловой пласт, перекликаясь с драматическими событиями на сцене и подчёркивая изысканный художественный вкус создателей спектакля.
Для Анны Хоммадовой и Магтымкули Курбанова исполнение ролей Норы и Хельмера стало значимым этапом в их актёрской карьере. Оба артиста тонко и убедительно передали эмоциональную сложность и внутреннюю эволюцию своих персонажей.

Читайте также