Top.Mail.Ru

Мамед Гусейнов: «Творчество – это тайна»

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

09 Апрель 2024

Культура

Махтумкули – поэт на все времена

 

К разговору о творчестве Махтумкули Фраги и роли поэта в своей жизни присоединился композитор, пианист, педагог, музыкальный и общественный деятель, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат всероссийских и международных конкурсов, арт-директор Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова и наш земляк - Мамед Гусейнов.

- На концерте, состоявшемся 7 апреля в Москве и посвящённом великому поэту Востока, прозвучало ваше сочинение - моноопера «Монологи Махтумкули Фраги». Как сложился замысел этого произведения, как он воплощался в жизнь?

- Произведение создавалось с 2007 по 2013 год. Первый монолог «Добро и зло» я написал в 2007 году. Идею его создания подсказала Народная артистка Туркменистана, «туркменский соловей» Медениет Шахбердыева.

После концерта, где я исполнял свои сочинения, она подошла меня поздравить и сказала: «Ты должен написать произведение на стихи Махтумкули». Я тогда ответил ей, что это сложная задача, сложно будет написать музыку к таким немузыкальным стихам. Медениет на память прочла несколько стихотворений, заметив, что стихи поэта - это уже сама музыка. Она убедила и вдохновила меня, вскоре я приступил к работе.

Когда я показал ей-мэтру музыкального искусства  готовое  сочинение, она была счастлива. Медениет обняла меня и сказала: «ты сам не знаешь, что ты написал!».

Прошло уже много лет, я отошел от этого сочинения и теперь, когда мы его готовили к исполнению, я сам удивляюсь, как я мог написать это глубокое во всех смыслах произведение в 23 года. Все-таки творчество - это тайна, которую не может постигнуть даже сам композитор.

- Почему ваш выбор пал на философские стихотворения Махтумкули?

- Действительно, в основу сочинения положены стихотворения (в переводе на русский язык Арсения Тарковского) «Призыв», «Начала», «Добро и зло», «Печаль», «Истина». Их выбор не случаен, они охватывают огромный спектр философских взглядов поэта, его думы и откровения о жизни, судьбе и духовно-нравственных исканиях человека. Образ Махтумкули, ищущего смысл жизни и ответы на вечные вопросы, в моноопере раскрывается через две ведущие партии - голос и виолончель, передающие как бы разговор поэта с самим собой, перерастающий в разговор со Временем. Это вечные темы, которые волнуют, особенно творческих людей, побуждая мыслить с поэтом в одном ключе. И в этом смысле произведение «Монологи Махтумкули» вполне можно назвать диалогами.

- Исследователи творчества Mахтумкули отмечают исключительную музыкальность его стихотворений, их внутреннюю мелодичность и целостность, стройную ритмичность и певучесть поэтических фраз. Каково ваше мнение?

- Музыкальность стихов Махтумкули не случайна. Она результат глубокого постижения им народного искусства. Музыкальное начало поэзии Махтумкули выражается, прежде всего, в эмоциональном строе его творений, в структуре формы и составляющих ее элементов. Необычайная напевность стиха связана также с богатством ритмических и мeтрических организаций, что придает поэтическим строкам выразительную пластику и гибкость.

Одна из отличительных черт литературного наследия Фраги – органическая связь его творчества с народной мудростью, с фольклором. Близость народному творчеству предопределила особую популярность произведений Махтумкули у бахши – музыкантов, сказителей. Со слов бахши, в XX веке восстановили большую часть поэтического наследия прошлого, в том числе стихотворения Махтумкули. Песни на слова поэта-мыслителя всегда пользовались особой популярностью у туркмен, и ни одно торжество не обходилось без этих песен. Также известно, что многие стихотворные строки поэта стали пословицами и поговорками, к которым туркмены часто обращаются и в минуты трудных испытаний, и в часы досуга, веселья, и во время острых словопрений.

Напомню известный факт. Профессор Будапештского университета Герман (Арминий) Вамбери в 1863 году в одежде странствующего нищего-дервиша проник в земли туркмен и собрал обширные сведения об их укладе жизни и культуре. Особенно его потрясло то, какое благоговение испытывает каждый туркмен к творчеству поэта Махтумкули: «он представляется как чудотворец, который постиг все книги, все науки мира и книга его ещё долго будет у туркмен занимать первое место после Корана. В высшей степени неизгладимое впечатление произвели на меня те минуты, когда мне случалось слышать бахши, поющего какую-нибудь из песен Махтумкули».

- Вы работаете в различных жанрах, но особое место в вашем творчестве занимают камерно-вокальные сочинения, вокальные циклы на стихотворения самых разных поэтов мира, в том числе современных туркменских. Чем вызван такой интерес?

- В предисловии к моему сборнику 2017 года «Избранные вокальные сочинения» Народный художник России, президент Российской академии художеств (и это лишь маленькая толика всех его званий) Зураб Церетели заметил: «Как известно, существуют глубокие внутренние связи между изобразительным искусством, музыкой и поэзией. Можно привести немало примеров, когда живописцы и скульпторы черпали свое вдохновение в музыке. Недаром о хорошей живописи говорят, что она звучит, как мелодия. В свою очередь, композиторы нередко вдохновляются поэтическим словом или посвящают свои произведения живописным полотнам и скульптурным шедеврам. Эта практика сотворчества художников, поэтов и музыкантов продолжается и по сей день....». Лучше не сказать!

Концерт, организованный 7 апреля в Москве Посольством Туркменистана в России и Московским международным фестивалем искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова, одно из первых мероприятий, запланированных в российской столице в честь 300-летия Махтумкули Фраги. Каковы ваши дальнейшие планы?

-  В Году «Кладезь разума Махтумкули Фраги» запланирован целый ряд мероприятий, которые пройдут при поддержке Посольства Туркменистана в России в рамках VIII Московского Международного фестиваля искусств «Звуки Дутара» имени Нуры Халмамедова.

В  их числе: Международный литературный конкурс чтецов «Вселенная слова», художественный конкурс иллюстраций к стихотворениям Махтумкули «Отражение», конкурс композиторов «Музыкальные произведения на стихи Махтумкули Фраги», конкурс проектов «Семена Мудрости: Уроки Великих Умов». Также запланировано проведение Международной научно-практической конференции «Махтумкули и его роль в мировой культуре». Пользуясь предоставленной возможностью, приглашаю туркменских ученых и специалистов, всех моих коллег к участию в этом форуме, который пройдет 29 октября 2024 года, а также в других мероприятиях в честь великого Фраги.

Беседу вела Марал Каджарова.

Другие