Туркменский дутар в экспозиции Российского Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки
23 Март 2024
«Московская «прописка» туркменского дутара» - так называется статья, помещенная в мартовском номере (№173) российского литературного и исторического журнала «Камертон». Ее автор – уроженец Ашхабада Николай Головкин рассказывает о коллекции Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, непосредственно связанной с музыкальной культурой Туркменистана и ее главным символом - дутаром.
Приводим выдержки из этой познавательной и интересной статьи:
Экспозиция музея «Музыкальные инструменты народов мира», рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов, — одна из самых крупных в мире. Она включает в себя около 1000 экспонатов всех эпох и народов из России, Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии. Эта экспозиция расположена в пяти залах второго этажа.
В витрине одного из залов представлены инструменты сопредельных России государств. Здесь находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музей имени Глинки. Это коллекция из 36 музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Её собрал Август Фёдорович Эйхгорн (1844—1909) — капельмейстер Туркестанского военного округа.
В коллекции Эйхгорна представлены и все основные инструменты, распространенные на территории Туркменистана. У каждого из этих инструментов — своя судьба. К сожалению, большинство имён мастеров неизвестно.
…Особенно долго рассматриваю старый дутар. Ему около 150 лет. В 1875 г. этот дутар изготовил уста Хуммет из нынешнего Гекдепинского этрапа (района).
Неспроста добавил народ к имени этого человека уважительное слово «уста», что значит «мастер»: Геок-Тепинская земля всегда славилась и своими музыкантами, и мастерами, оживляющими мёртвое дерево.
Вот стою в музейном зале.
Мысль рисует твой портрет.
— Ну, каким же, ну, каким ты,
мастер был — уста Хуммет?!
За стеклом витрины вижу
дело рук твоих — дутар.
— Расскажи, какие песни
пел, бывало, сазандар?!
Кель-бахши по этим струнам,
может, прежде ударял?
Полукруг, внимая, слушал,
одобрительно кивал.
— Ну, каким же, ну, каким ты,
мастер был — уста Хуммет?!
Вдруг в Москве, в музейном зале,
ты пришёл сквозь дымку лет.
Дутар — символ туркменской национальной культуры, символ, пришедший из глубины веков. А прообраз туркменского дутара — лютня, которая имеет длинную шейку и маленький корпус с двумя струнами (это подтверждают академики Г.А.Пугаченкова и М.Е.Массон) обнаружена в Старой Нисе — столице некогда могущественного Парфянского государства. Среди уникальных находок здесь сосуды из слоновой кости — ритоны.
На них, в частности, изображены музыканты, играющие на множестве инструментов, в том числе и на лютне.
***
Только в руках уста, а затем и музыкантов — дутарчи, певцов — бахши мёртвое дерево тута, которое уже отжило свой век и его спилили, вновь оживает и превращается в музыкальное чудо — дутар. Родиной дутара считают Гекдепе, Гызыларбат, Бахарден и другие районы. Именно там была создана высокая школа изготовления дутаров. По сей день живы в памяти народа имена Гулгельды, Мамметмурата, Хуммета и других уста.
Только тот мастер, принято считать, добьется успеха, который смог прочувствовать инструмент душой.
В принципе, дутар можно сотворить из любого дерева, но время его службы и качество звука будут совершенно разные. Чтобы сделать хороший дутар, нужен, прежде всего, хороший материал. Лучше всего для этого подходит тутовое дерево. Дутар из него получается лёгкий, прочный с красивой текстурой и прекрасными резонансными способностями. Ни одно другое дерево не даёт такого сочного, неповторимого звука. При этом большое значение имеет его возраст. Тутовнику должно быть не менее пятидесяти лет. Дерево, как и человек, мудреет с годами, становится крепче, красивее, благороднее.
Во время одной из моих командировок в Геоктепинский район осенью 1987 г., когда я работал в Ашхабадской областной газете «Знамя Октября», земляки уста Хуммета рассказывали мне, что каждый из его детей тоже выбрал себе дело по душе. И хотя они занимались другими ремёслами, но унаследовали от отца чувство ответственности, профессиональную честь. И поэтому их тоже называли уста.
***
«Имена знаменитых бахши долго хранятся в памяти народа, — писал известный режиссёр, народный артист Туркменистана Ренат Исмаилов. Туркмены не отождествляли тот или иной период своей истории с именами шахов и эмиров, как это было в Хиве, Бухаре или Коканде. Прошлое у туркмен нередко определялось по именам прославленных бахши: «Это было, — скажет пастух или дайханин, — когда Еген-Ораз-бахши ещё не закончил петь свои песни» или: «Ещё Курбан-бахши только брал уроки у Анна-Назара», или этим определялось время события, так как каждый туркмен хорошо знал, когда именно Курбан-бахши проходил ученичество у Анна-Назара или когда Еген-Ораз-бахши выронил свой дутар.
Существует хронологическая таблица прославленных бахши. Открывает этот список имя легендарного Гёроглы — главного героя великого эпоса туркменского народа, бывшего, по преданию, богатырем и музыкантом».
…Да, музыка в Туркменистане издавна неразделима с поэзией.
Шелестит ли ветер в листве тутовника или руки бахши коснулись струн дутара, но стихи и звуки вновь и вновь сливаются в песню.
Летит эта песня птицей над просторами Туркменистана.
Много веков летит. От сердца — к сердцу.
Немного об авторе статьи:
Николай Головкин - публицист и эссеист, член Союза писателей России. Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде в семье потомственных москвичей. В печати – с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени Махтумкули.