Top.Mail.Ru

2. Мечеть Сейит Джамал ад-Дина или «Дом красоты»

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

20 Март 2024

Культура

Анау: что известно о культурной столице тюркского мира - 2024


Главной достопримечательностью Анау периода ІV - ХІХ веков являются величественные руины мечети Сейита Джемалетдина. Этот памятник вобрал в себя лучшие традиции архитектурного и художественного стилей Тимуридской эпохи. К сожалению, мечеть была разрушена землетрясением 1948 года, но благодаря архитектурно-художественному описанию, сделанному за год до землетрясения архитектором Г.А.Пугаченковой, можно представить себе этот «Дом красоты», как поэтично назвали мечеть исследователи.

Мечеть, служившая большим культовым комплексом, построенным в ХV веке, состояла из 17 помещений. До сих пор мы можем видеть остатки квадратного зала, перекрытого куполом. Средневековые арабские источники отмечают, что караван, выехав из красавицы Нисы (так образно называют этот город в летописях), проходил через цветущий Анау со знаменитой мечетью и по дороге мог остановиться во многих населённых пунктах.

Согласно надписям на фасаде, мечеть была построена в 1455–1456 гг. в честь шейха Джелал-ад-дунья-ва-д-дина. Надпись также гласила, что эта постройка случилась во время царствования султана великого Абу-л-Касим Бабера Бахадурхана. В других надписях приводились сведения о том, что «Дом красоты» построил на свои средства Мухаммед в 1455–1456 годах в память своего отца Джамал ад-Дина. Галина Пугаченкова убедительно отождеств­ляет имя Мухаммеда, названного в тексте на мечети, с визирем султана Мухаммедом Худайдотом, погребённый отец которого Джамал ад-Дин был уроженцем Анау. Действительно, во дворе мечети расположена могила некоего Джамал ад-Дина. Сюда приезжают паломники, в основном женщины, прося у святого помощи и исцеления от недугов.

О личности Джамал ад-Дина практически ничего неизвестно. В агиографической литературе Тимуридской эпохи такое имя не упоминается. Возможно, он был просто уважаемым горожанином с религиозным саном, который принял мученическую смерть во время защиты города от неприятелей.  

Не вызывает сомнения тот факт, что мечеть была возведена возле почитаемой могилы. Об этом свидетельствует выбор места – мечеть возведена на самом обрыве крепостной стены городища Анау. И кроме того, в Тимуридскую эпоху традиция возведения культовых комплексов возле почитаемых могил получила широкое распространение.

Ансамбль составляли четыре сооружения: мечеть, которая представляет собой большой купольный зал, надгробие перед ней и два больших корпуса с высокими купольными залами. Комплекс связан в сложную объёмно-пространственную композицию. Сооружение отличалось разнообразием сводчатых конструкций и красочностью облицовки.

Наибольшую ценность и художественное своеобразие имела уникальная декорация портала: орнаментальная кирпичная выкладка с майоликовыми вставками, геометрический орнамент и мозаичный пространный арабский текст. Над аркой были изображения двух драконов - аждарха, обращённых головами друг к другу. Их жёлтые тела извивались на тёмно-синем мозаичном фоне с мелким растительным орнаментом (цветами яблони), который начинался от оскаленной пасти фан­тастических существ. Образы драконов среди орнамента цветущих ветвей на входном портале – это загадка для исследователей. Ведь изображения животных и мифических существ не характерны для мусульманских святилищ. Фрагменты декора хранятся сейчас в Музее изобразительных искусств Туркменистана.

Исчерпывающего объяснения происхождению этого сюжета в декоре мечети Анау до сих пор не найдено. По мнению Г.Пугаченковой, это, по-видимому, тотем населявшего ещё в XV в. округу Анау основного туркменского племени, к которому, возможно, принадлежал и шейх Джамал ад-Дин. Возможно также, что это связано с фамильным гербом правившей городом династии.

Вместе с тем образ рептилий можно толковать как воплощение идеи плодородия. В драконах Анауской мечети нетрудно разглядеть сюжетные изображения на печатях популярных в древней Бактрии и Маргиане змей, выползающих из подземного мира и символизирующих воду. В то же время лапы и хребет напоминают дождевых драконов. Сказочные драконы у предков центральноазиатских народов служили хранителями несметных сокровищ.

Первые исследователи мечети Сейит-Джамал ад-Дина записали легенду, объясняющую появление такой необыкновенной постройки. О ней в следующей публикации AsmanNews.

Источник: Историко-культурные памятники Туркменистана: истоки и преемственность. АНТ.

 

Читайте также