Музыка расскажет о творце: вспоминая композитора Реджепа Реджепова
24 Июнь 2024
О человеке творческом, щедро одаренном талантом, можно больше узнать из его произведений, они - его настоящая духовная биография, его жизнь. Это в полной мере относится к Народному артисту Туркменистана, лауреату Государственной премии имени Махтумкули и Молодежной премии Туркменистана, композитору и педагогу Реджепу Реджепову. 23 июня 2024 года Реджепу Джумаевичу исполнилось бы 80 лет.
Жизнь композитора всецело была посвящена искусству. Еще в раннем детстве Реджеп Реджепов выбрал этот путь, настояв, чтобы родители дали ему музыкальное образование.
Родился будущий композитор в 1944 году в семье потомственных мастеров коврового дела в городе Кизил-Арвате (нынешнем Сердаре). Эти края издревле и по сей день славятся замечательными туркменскими коврами. Отец –Джума и мама – Аннатач познакомились ещё до Великой отечественной войны. С фронта Джума был демобилизован по тяжелому ранению. Вернувшись в родные края, он стал профессионально заниматься созданием ковровой росписи и прославился в этом деле. Особенно известны его великолепные ковровые портреты. Можно сказать, что к рисованию и ковроткачеству детей в семье Реджеповых привлекали сызмальства. А вот музыкальные гены заложены были Реджепом.
Старший сын, проявляя большие способности к изобразительному искусству, тем не менее, тяготел к музыке. На самостоятельное решение мальчика стать музыкантом повлияло многое - и творческая атмосфера, царившая в доме, и услышанная в раннем детстве музыкальная классика. Семья жила небогато, но в статьях о композиторе часто упоминается о наличии в доме патефона – настоящей роскоши для того времени. Вероятно, об этом когда-то рассказал сам композитор, с юных лет пристрастившийся к коллекционированию виниловых пластинок и собравший замечательную фонотеку.
На одной стороне единственной пластинки, вспоминал Реджеп Джумаевич, была увертюра к опере «Кармен» Жоржа Бизе, на другой – «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Дивная музыка рисовала в воображении разные истории, тогда он еще не знал, что они называются либретто.
Заметив, как искусно играет сын на самодельной дудочке, подбирая знакомые мелодии, отец первым оценил его талант и отвез сына в Ашхабад в Республиканскую музыкальную школу-интернат. Это был 1956 год. В скором времени и вся семья переехала в столицу, родители трудились в ковровой артели, а затем на ковровой фабрике, рядом с которой жили многие годы.
В интернате Реджеп учился на отделении духовых инструментов по классу трубы, великолепно овладев игрой на ней. Он был отличником и по специальным, и по общеобразовательным предметам, что позволило ему по направлению от РМШ, поступить в Туркменское государственное музыкальное училище имени Данатара Овезова (сейчас - Туркменская государственная специальная музыкальная школа им. Д.Овезова при Туркменской национальной консерватории).
В скором времени его наставником стал основоположник национальной композиторской школы, дирижёр, педагог, художественный руководитель музыкального радиовещания, народный артист СССР и Туркменистана, профессор Ашир Кулиев. Свою лепту в образование будущего композитора Реджепова привнес Генрих Станиславович Држевский. Преподаватель по хоровому дирижированию был необыкновенным, разносторонне развитым человеком. Под руководством этих талантливых людей и педагогов проходило становление Реджепова - музыканта и композитора.
Занимаясь по классу трубы, Реджеп успешно освоил фортепиано и даже сочинил несколько фортепианных пьес, которые объединил в «Детский альбом». В студенческие годы Реджепов начал одновременно работать в оркестре Театра оперы и балета имени Махтумкули, где не только оттачивался его талант музыканта, но и состоялось настоящее приобщение к профессии. Окончив с отличием музыкальное училище, начинающий композитор отправляется на учебу в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского по классу композиции.
Судьба щедро одарила Реджепа Джумаевича, подарив ему возможность пересекаться с гениальными соотечественниками, дружить с ними, учиться у них. Именно в Москве произошло его знакомство с Нуры Халмамедовым, который к моменту поступления Реджепа Реджепова в консерваторию, уже завершал обучение в ней.
Сочиняя музыку к кинофильму «Состязание», Нуры Халмамедов приглашал студента Реджепова на записи его мелодий к этому фильму, а он, буквально, был потрясен этой музыкой, влюблен в нее.
В Москве состоялось и его собственное приобщение к киномузыке. Известный кинорежиссер Булат Мансуров услышал романс Реджепа Реджепова о Махтумкули, который произвел на него такое сильное впечатление, что он отыскал в Московской консерватории своего земляка – студента-четверокурсника. «Мы обязательно будем сотрудничать», – пообещал Булат Мансуров и сдержал слово.
Действительно, Реджеп Реджепов стал композитором в двух кинолентах Булата Мансурова – «Утоление жажды» по роману Юрия Трифонова и «Рабыня» по рассказу Андрея Платонова. Именно с «Утоления жажды» в 1966 году состоялся его дебют в качестве кинокомпозитора.
Попав в творческую среду, Реджепов во многом определился со своим композиторским предназначением, а музыкальное чувство такта выпестовало черты характера, которые отличали в нем человека живого ума, интеллигентного, культурного, глубоко тактичного и тонко чувствующего.
Реджеп Джумаевич вошел в музыкальную жизнь Туркменистана в 70-е годы прошлого столетия, когда в стране был ощутим всплеск композиторского таланта. Он общался со своими знаменитыми современниками, дружил, сотрудничал и до конца своих дней хранил в памяти их светлые образы, с удовольствием вспоминал о незабываемых встречах, которые подарила ему судьба.
Своим учителем и духовным наставником Реджеп Реджепов считал Нуры Халмамедова. И это родство с великим композитором проявляется не только в музыкальной стилистике его произведений, органично сочетающей национальное и европейское начало, но и в глубинном, напряженном, во многом трагическом мировосприятии.
Киномузыка занимает почти треть всего творческого наследия Реджепа Реджепова. Он создал музыку к 59 кинофильмам, в том числе вошедшим в золотой фонд туркменского кино: «Человек за бортом», «Песня бегущей воды», «Невестка», «Когда женщина оседлает коня», «Белая мгла», «Умей сказать нет», «Похищение скакуна», «Дерево Джамал», «Утренние всадники», «Люди моего аула» …
Кинопартитуры, значительная часть которых осталась в архиве композитора, в полной мере раскрывают «кинематографичность» музыкального дарования Реджепа Реджепова, его природное чутье в понимании и проникновении в секреты и закономерности киножанра. Булат Мансуров, Халмамед Какабаев и другие прославленные в Туркменистане и за его пределами режиссеры, с которыми работал композитор, высоко ценили эти свойства его таланта, проявившиеся также в умении афористично высказываться в музыке.
Композитора всегда привлекала музыка, связанная со сценическим действием, наиболее ярко и выпукло отображающая конкретные образы, и события, воздействуя, таким образом, на эмоции слушателей. Такие возможности предоставляла опера. Реджепов - автор двух опер — «Гёроглы» и «Сказки Каракумского ветра», с каждой из них связана своя история.
Творческий мир Реджепова поистине многогранен. Разножанровый, разностилевой, наполненный глубоким прочувствованным и доверительным содержанием, тонким юмором и открытый всему по-настоящему талантливому. Не случайно, диапазон музыкальных пристрастий композитора был весьма широк. Его привлекали старинные марши, гавоты, волновали проникновенные лирические романсы и джаз, латиноамериканские мелодии и музыка Битлз…
Вместе с тем, Реджепов вдохновлялся неисчерпаемыми богатствами туркменского фольклора, традициями искусства родного народа, широко использовал в своих симфонических произведениях национальные инструменты, прежде всего дутар.
Многие песни композитора «ушли в народ» («Арманым», «Даглар», «Колыбельная», «Песня любви», романс на слова Махтумкули). И Реджепов очень гордился этим, считая наивысшей оценкой своего творчества.
Обаяние музыки композитора, как и его личное обаяние, никогда не оставляли равнодушными слушателей и всех тех, кто имел счастье личного общения с ним. Все, кто когда-либо общались с Реджепом Джумаевичем, отмечают одно из главных его качеств – необычайную скромность. Он не только не любил говорить о себе, но и как-то продвигать свои произведения, и не потому, что сомневался в их достоинствах. Напротив, он был уверен, что именно музыка сохранит его имя для потомков.
Вне сомнения, талантливый человек приходит в этот мир, чтобы поведать о чем-то очень важном, чтобы оставить это важное в копилке ценностей, которые поддерживают гармонию Вселенной. Одним для этого отводится долгая жизнь, другим - совсем короткая. Эта миссия была дарована и Реджепу Джумаевичу Реджепову, а музыка композитора живет, рассказывая о своем творце гораздо больше того, что мы о нем знали.
Марал Каджарова