Top.Mail.Ru

Гений всегда народен: вспоминая Нуры Халмамедова

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

20 Июнь 2024

Культура

20 июня выдающемуся туркменскому композитору Нуры Халмамедову исполнилось бы 86 лет. При всём богатстве национальной культуры в её сокровищнице не так уж много вершинных имён, определявших основные вехи её развития. И какими бы критериями этот перечень не определялся, имя Нуры Халмамедова в него всегда войдет. Именно Халмамедову и поколению «шестидесятников» дано было поддержать и расширить выход туркменской культуры за пределы узких национальных рамок. Он жил для великой земной любви и пел об этом. В этом был смысл его жизни, естественное состояние души.

Жизнь и творчество выдающегося туркменского композитора уже давно стали легендой. На его детские плечи легли тревоги и заботы Отчизны, людские слезы и печаль, светлые и радостные мгновения счастья. Его романтически-легендарная и одновременно реально-земная музыка – всегда напряжённо-драматична, контрастно-противоречива. И всегда чудо!

Из ныне обнародованных источников широкому кругу поклонников творчества Нуры Халмаммедова стало известно, что родился композитор и провёл свои детские годы в Дайне. Родителей его звали Байлыев Халмамед и Мамедалиева Хангуль. Ранее считалось, что композитор родился 24 февраля 1940 года. Однако архивные данные указывают на дату - 20 июня 1938 года. В семье он был четвёртым ребёнком из пятерых детей. Братьев звали Баймухамед, Бегмамед, Ашырберды, а сестру - Артык.                                                                  

Сам Нуры вспоминал: «Моё первоё знакомство с музыкой началось в детстве, когда я впервые услышал туркменские народные песни и инструментальные наигрыши бахши, меня покорило богатство народных песен, их своеобразие, я полюбил их. Мой старший брат неплохо играл на дутаре, и я часами мог слушать его».                                                                      

Вместе с звуками волшебных струн в сердце мальчика вливалась народная песня. Гораздо позже он скажет: «Как каждый человек имеет своё лицо, так и каждая национальность имеет свою самобытную культуру, своё музыкальное искусство. Туркменский национальный музыкальный фольклор имеет свою вековую историю. Я бы сказал, туркменские народные песни граничат с профессионализмом, настолько они сложны и по своей структуре, и по разнообразнейшей ритмике. Для меня, как композитора, народная музыка – это животворящий, неиссякаемый источник, из которого за всю свою жизнь не напьёшься».

Несмотря на трудное, сиротское детство, он с увлечением занимался музыкой, словно уходя от реальности в мир, сравнимый с занимательным и увлекательным путешествием. Так он обучился игре на фортепиано, затем музыкальное училище, и вот он студент Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Окунувшись в пёстрый, многогранный мир студенческой Москвы, Нуры Халмамедов не потерял себя. Его отличало страстное заинтересованное отношение и личная оценка окружающего. Это была субъективность мысли и чувства, которая являлась главным признаком духовного прогресса. По совету А.Александрова (преподаватель по композиции) Нуры познакомился с поэзией Ахматовой и Цветаевой, Гумилёва и Мандельштама, Пастернака и Заболоцкого, едва ли не полностью были прочитаны собрания сочинений русских и зарубежных классиков из библиотеки   профессора. Возможно, и знакомство с трудами философов, так как уже в студенческих сочинениях ясно вырисовывается стремление к постановке и решению проблем человеческого «я».  

Халмамедов был убеждён в том, что культура – это не только движение вперёд, но это и движение к истокам. Обращая свои произведения не к узкому кругу «знатоков», а ко всему народу, и даже шире – миру, Халмамедов стремился сделать их максимально доступными, доходчивыми. Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства с величайшей же непринуждённостью, естественностью и высокой художественной простотой.

Глубоко национальным оставался композитор во всех своих произведениях, в том числе в тех, в которых он рисует яркие художественные картины жизни других народов: циклы на стихи С.Есенина, Г.Гейне, японских поэтов. «Мирообъемлющей» широтой художественного кругозора Халмамедова, его способностью «быть везде, как у себя дома» можно восхищаться бесконечно. «Озвучивая» жизнь других народов, Халмамедов смотрел на них туркменскими глазами, чувствовал туркменским сердцем. И на этих его произведениях лежит печать ясности ума, внутренней честности и благородства, того высокого жизнеутверждающего мужества, той веры в будущее, в победу сил разума и света над силами тьмы, наконец, той «лелеющей душу гуманности», которые являются характерными чертами всего его творчества.

Наследие Нуры Халмамедова - это необычайный богатый духовный мир, устремленный в Вечность. Это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо музыка Нуры Халмамедова врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. «Музыка – не фон для жизни, а сама жизнь», - говорил композитор. С детства воспитавший в себе гордость и свободолюбие, он утверждает их в творчестве как самые высокие ценности и критерии.                                                              

Для нас творчество Нуры Халмамедова – это мощная духовная связующая нить между прошлым, настоящим и будущим туркменского народа.                                   

        

                                              Гозель Магтымгулыева – музыковед

Читайте также