Top.Mail.Ru

Личность и творчество Махтумкули притягательны для исследователей истории музыкальной культуры

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

10 Июль 2024

Культура

Махтумкули – поэт на все времена

Asmannews пригласил к разговору о наследии Махтумкули Фраги выпускницу Туркменской национальной консерватории имени Майи Кулиевой Овезову Айджемал. Защита диплома Айджемал состоялась накануне Дня работников культуры и искусства, а также поэзии Махтумкули. Но главное - тема ее дипломной работы весьма актуальна – «Наследие Махтумкули Фраги в камерно-вокальной музыке современных композиторов».

Айджемал, насколько нам известно, на кафедре «История музыки» ТНК в текущем году ваша работа была единственной, посвящённой Махтумкули. Расскажите о выборе вами этой темы.

- Я горда, что защита моего диплома состоялась в год «Кладезь разума Махтумкули Фраги», в год, когда мы отмечаем 300-летие великого поэта. Но решение обратиться к теме дипломного сочинения возникло задолго до этого знаменательного события. Можно сказать, что я ее вынашивала на протяжении ряда лет. Изучала музыкальную литературу, следила за музыкальными новинками. Я имею в виду произведения, в которых отражалось поэтическое наследие Махтумкули, а их особенно было много в последние годы, что объясняется подготовкой к юбилею поэта.

Поэтическое наследие Махтумкули оказывает влияние на многие искусства мира, в том числе музыкальное. Искусство Туркменистана богато произведениями композиторов и бахши, создавших яркие музыкальные образы на основе стихотворений поэта.

Расскажите о своем исследовании.

- Цель моей работы - определить значение наследия Махтумкули Фраги в мировой музыкальной культуре. Конечно, это очень серьезная заявка и работа по воплощению этой цели не ограничивается рамками одного дипломного сочинения.

Прежде всего, я сосредоточилась на изучении камерно-вокального жанра, на произведениях, созданных современными композиторами на слова нашего великого поэта-классика. В задачи моей работы входило провести концептуальный анализ вокальных циклов на стихи Махтумкули, их соответствия образно-выразительному содержанию произведений поэта.

Надо сказать, что это было очень интересное занятие – показать сквозь восприятие композитора глубину мысли поэта, через музыку описать поэтику Махтумкули.

Насколько вам это удалось?

- Как я уже говорила, это необъятная тема. На кафедре истории музыки ТНК попытка проанализировать в дипломной работе камерно-вокальные произведения современных композиторов, созданных на слова Махтумкули Фраги, была предпринята впервые. Получилось достаточно объемное сочинение – 118 страниц, 4 главы. Было приведено 54 нотных примера.

Один из выводов, который был сделан по работе, - несмотря на то, что стихи Махтумкули были созданы века назад, они совместимы с современной композиторской техникой, которая эволюционирует все время. Не только стихотворные произведения Махтумкули обогащают музыку, но и сами стихи обретают новый фон, гармонию, смысл и аудиторию. Таким образом, ширится география наследия поэта, оно обретает новые оттенки за счет современных направлений в музыкальном искусстве, в творчестве отдельных композиторов, использующих свой индивидуальный метод.

Произведения каких композиторов вы проанализировали?

- Это произведение Сельби Ниязовой под названием «Монологи», состоящее из 3-х романсов на слова Махтумкули «Läşler aglar halymga», “Daşlar bile”, “Reýgan eýledi». Источником для анализа послужила «Моноопера» Маммеда Гусейнова «Монологи Махтумкули Фраги», включившая 5 философских стихотворений поэта: «Призыв», «Начала» «Добро и зло», «Печаль», «Истина». Также проанализирован цикл композитора Виктора Екимовского под названием «Песни Фраги», объединивший пять романсов: «Жестокие судьи», «Мгновенье», «Луна», «Рука мира», «Певец». Музыка, созданная композиторами на стихи поэта в различных жанрах, яркая, индивидуальная и очень интересная.

В работе использован вокальный цикл российского композитора Константина Баташова, состоящий из семи романсов: «Косы и дутар», «Пощади», «Призыв», «Приди», «Разочарование», «Азербайджан», «Дай». Это одно из лучших музыкальных прочтений Махтумкули, отличающееся слиянием стихов XVIII века c современной композиторской техникой.

И, несмотря на то, что в названии диплома заявлены произведения современных композиторов, я не могла обойти вниманием романсы Нуры Халмамедова из вокального цикла «ÜÇ DESSE».

Нуры Халмамедов - композитор, чье творчество будет всегда современно и актуально. Именно его музыка, созданная на стихотворения Махтумкули, отражает всю глубину философской мысли поэта, в ней ощутима мощная духовная нить между прошлым, настоящим и будущим туркменского народа.

Кто помогал вам в работе, выступал консультантом?

- Особо хочу отметить вклад в создание моей дипломной работы народного артиста Туркменистана, композитора, старшего преподавателя кафедры композиции ТНК Данатара Байрамовича Хыдырова. В свое время он был учеником Константина Баташова в Московской консерватории, он подарил учителю томик стихов Махтумкули, который вдохновил композитора Баташова на создание музыкального цикла.

Данатар Байрамович был рецензентом моего дипломного сочинения. Вторым рецензентом выступила автор монографии «Образ Махтумкули в творчестве туркменских композиторов», старший преподаватель кафедры истории музыки Лейла Бабаева. Большую помощь в написании работы оказали преподаватели консерватории Сельби Ниязова и Гозель Магтымгулыева, композитор, арт-директор Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова Маммед Гусейнов.

Айджемал, расскажите немного о себе, своих планах.

- Защита дипломной работы – это важный этап в моей жизни. Я шла к своей мечте – поступить в консерваторию долгие годы. После окончания музыкального училища имени Данатара Овезова, я 11 лет работала в ашхабадской музыкальной школе № 2, вела уроки сольфеджио и музыкальной литературы. И среди своих однокурсников в консерватории я была одной из самых старших и по возрасту, и по опыту.

Сейчас я буду работать в музыкальном училище имени Данатара Овезова. В ближайших планах - принять участие в конференции, проходящей в Москве в рамках международного фестиваля искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова.

Но не оставляю мысли о продолжении своей научной работы и издании книги по теме своего исследования. Планирую в анализе расширить круг жанров, где используются произведения и образ Махтумкули.

Спасибо Айджемал за содержательный рассказ о своей первой научной работе, успехов вам на этом поприще.

Читайте также