Алтын Мухаммедова: «Стихотворения Махтумкули вошли в мою жизнь вместе с постижением коврового мастерства»
30 Июль 2024
Махтумкули – поэт на все времена
Экспозицию Национального музея туркменского ковра пополнил новый уникальный экспонат – ковер «Кладезь разума Махтумкули». Asmannews пригласил к разговору об этом ковровом посвящении великому поэту его автора - главного специалиста Национального музея туркменского ковра, художника Алтын Мухаммедову.
- Алтын Аширгельдыевна, расскажите о работе над новым экспонатом вашего музея.
- Как вы знаете, 2024 год проходит в нашей стране под девизом «Кладезь разума Махтумкули Фраги», название которого отсылает к стихотворению Национального Лидера Туркменского народа, Председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова. Это поэтическое произведение Героя-Аркадага вдохновляет деятелей культуры нашей страны на создание творческих работ. Не остались в стороне и работники нашего музея. Мы решили запечатлеть на ковровом полотне строки стихотворения Аркадага.
После создания мною макета, подбора и окраса нитей для воплощения этой идеи, к работе приступили ковровщицы – Аннанабат Дурдыева, Энегуль Алланурова, Чемен Бегбекова.
- Сколько времени понадобилось для создания коврового полотна?
- Работа началась после объявления девиза года, а завершилась к празднику – Дню работников культуры и искусства, а также поэзии Махтумкули Фраги. Понадобилось ровно полгода для создания сюжетного ковра, размер которого составляет 1, 60 метра в длину и 2,04 метра в ширину.
Вот уже месяц как ковер, поражающий своей высокой детализацией и качеством, выставляется в экспозиции музея.
- Создание макета – основа будущего коврового произведения, как складывался сюжет?
- В работе над ковровым произведением нет мелочей, всё имеет своё значение – от материалов до красок. Сначала прорабатывается идея, затем готовятся эскизы, макет.
На ковровом полотне надо было разместить шесть куплетов стихотворения «Pähim-paýhas ummany Magtymguly Pyragy», имя его автора.
Фоном для замечательных строк поэтического посвящения Героя-Аркадага великому поэту-мыслителю стал пейзаж – зеленые холмы, синевато-фиолетовые вершины копетдагских гор, ярко голубое небо. По краю ковра размещены традиционные туркменские гёли (орнаменты). Сам текст стихотворения и имя его автора сотканы из золотых нитей.
- Сколько в музее ковров, посвященных Махтумкули?
- Три, кроме нашего, еще ковер художника Джума Реджепова, а также новый сюжетный ковер, сотканный бахарденскими мастерицами и изображающий Махтумкули, создающего стихотворение на фоне горного ландшафта его родного села Геркез.
- Вы потомственная ковровщица. Расскажите о своих наставниках.
- В нашей семье все женщины занимались ковроткачеством. Знаменитой ковровщицей была бабушка, ткала ковры мама. Я родилась в Геок-Тепе в многодетной семье, в которой росло семь девочек, я – шестая. И все мы ткем ковры.
Первыми моими учителями и наставниками были бабушка и мама. В годы обучения в Государственной академии художеств я получила профессию художника по коврам. В вузе секреты этого искусства передавал нам замечательный мастер и педагог, народный художник Туркменистана Аманмурад Атаев.
- А кто продолжает династию в вашей семье?
- У меня один сын, дочерей нет, но я уверена, что его невеста продолжит наше дело и, даже если она с ним не знакома, мы ее обязательно научим ковроткачеству.
- Какое место в вашем творчестве занимает Махтумкули Фраги?
- С творчеством поэта я познакомилась в детстве, изучала его произведения в школе. Но стихотворения Махтумкули вошли в мою жизнь вместе с постижением коврового мастерства. Пока мы с бабушкой ткали ковры, мама читала нам стихотворения Махтумкули и других туркменских поэтов. Так работа шла быстрее и наполнялась вдохновением, особым теплом и настроением. Это один из самых трогательных моментов, когда мы набираем узелки по начатому ковру, и начинается стук дараков (гребенчатых колотушек для уплотнения ковров), а мысль летит вместе со стихотворными строками, рисуя необыкновенные образы. Туркменский ковёр – творение сказочное. Как вы знаете, наш великий поэт посвятил этому рукотворному чуду замечательные строки.
Сам образ Махтумкули я не воплощала в своих работах. Но среди моих ковровых портретов есть образ поэта Андалиба, я выткала его, будучи студенткой 4 курса ГАХТ.
- Какая тема вам наиболее близка в ковровом творчестве?
- Я отдаю предпочтение сюжетным коврам на историческую тему. В 2012 году я создала ковер «Культура Маргуша», за который была удостоена золотой цепочки и премии конкурса Президента Туркменистана «Туркменин алтын асыры» («Золотой век туркмен»), в 2018 году еще одна моя работа – ковер «Сердце Великого шелкового пути» получила признание, и я во второй раз стала лауреатом этого престижного творческого конкурса.
Удовольствие доставляет мне работа по восстановлению старинных ковров, которые таят в себе послания наших предков. В музее я занималась восстановлением сельджукского ковра XI века и других уникальных экспонатов.
- Где экспонировались ваши работы?
- В составе делегаций нашей страны я неоднократно принимала участие в выставках, проходивших в Италии (ЭКСПО), а также в Японии, Кыргызстане, Таджикистане. Как член Союза художников Туркменистана не раз участвовала в выставках, организуемых в нашей стране.
- Расскажите о ваших планах.
- Сейчас я занимаюсь очень интересной работой – созданием оригинального головного убора для верблюда. Все мы знаем о том, что верблюд занимал важное место в жизни туркмен и многих народов региона, символизировал богатство, плодородие и долголетие. Для этого гордого «корабля пустыни» создавались наряды. Особым искусством отличаются свадебные наряды верблюда. Это также специально оборудованные на верблюдах будочки («кедбеже»), в которых приезжала невеста.
Отмечу, что старинные наряды создавались не только для одногорбых, но также и для двугорбых верблюдов. И это еще один факт, наряду с археологическими находками, подтверждающий наличие бактриана на территории нашей страны. Я восстанавливаю эти наряды. Один из них был передан в наш музей из города Сан-Франциско и отличается формой и узором, который мы восстанавливаем.
Наши предки использовали бахрому для головных уборов верблюдов. Мой головной убор – ковровый купол. В создании этого оригинального предмета я использую волос ахалтекинских скакунов. Раньше существовал такой обычай, когда заканчивалась работа над ковром, обрезали нити и бросали новый ковер под ноги коней. Считалось, если конь потопчется на ковре, быть в семье тою (празднику).
У меня много планов, интересных задумок.
Мы горды и счастливы, что туркменское национальное искусство ковроткачества включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Это наглядное свидетельство мирового признания, созданных туркменскими рукодельницами ковровых полотен, как памятников прекрасного искусства.
- Успехов вам в вашем творчестве!
Беседу вела Марал Каджарова.