Top.Mail.Ru

Альчики и другие любимые игры туркменской детворы

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

07 Август 2024

Культура

Излюбленным праздничным занятием туркменских мальчиков является игра в альчики. Учёные утверждают, что эта игра была известна ещё в Древнем Египте, Месопотамии, у древних греков и римлян, о чём свидетельствуют археологические находки и произведения изобразительного искусства.

Альчики относятся к играм, связанным с животноводством. Маленькие косточки из бараньих коленок кидал в своем дворе едва ли не каждый туркменский мальчишка. Эта детская забава передавалась из поколения в поколение.

Кроме простых, среди альчиков есть особенный – главный (биток, сочка или лобан). Это основные альчики, которыми происходила игра, лобаны больше простушек и тяжелей, их раскрашивали разными цветами, придавая им значимость, еще лобаны рассверливали и заливали в них свинец чтобы они были тяжелей. Вариаций у игры много, дополнительных правил не меряно. Но в основном играют так: чертится круг и одна диагональ, на которую в линию ставятся простые альчики. Можно ставить и лобаны и даже в два и более ряда по высоте, как договорятся участники. Цель игры состоит в том, чтобы бросая свой лобан с расстояния (обычно 2-3 метра), выбить альчики, расставленные по кругу. Тот, кому удаётся это сделать, забирает себе выбитый альчик. Игра продолжается до тех пор, пока на кону остаются альчики.

Без сомнения, эта игра развивает глазомер, ведь нужно умело метать косточки и попасть с далекого расстояния, а ещё можно развить ловкость, меткость, координацию и аккуратность.

К играм, связанным с животноводческой тематикой, относится и «сунек-сунек» («косточки»). В игре участвуют дети младшего и среднего школьного возраста. Играющие садятся в круг, поджав ноги, а водящий уходит на несколько шагов в сторону и становится спиной к ним. Играющие выбирают себе названия частей тела овцы. После этого водящий вызывает наугад одного из сидящих в круге, называя какую-либо часть тела овцы. Вызванный подходит к водящему, который завязывает ему глаза, и поворачивает несколько раз кругом так, чтобы тот потерял ориентировку. После этого игрок с завязанными глазами отправляется искать группу игроков, сидящих в круге. Если группа найдена, игра продолжается в том же порядке. Водить продолжает тот же или вновь выбранный.

В числе наиболее распространенных в Туркменистане игр – «чилик-хекгал», которая популярна среди детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, соревнующихся в меткости и силе. Особенно часто в неё играют в дни празднования Новруза. Правила игры очень просты. На поле участники чертят круг диаметром около 10 метров, затем в центр кладут камень или делают внутри лунку. Главные атрибуты игроков - мяч и две палки - «гулач» (единица длины, равная 72,12 см.) и заострённый с двух концов чилик (длиной около 25 см.). Палки вырезали из ветвей наиболее прочных сортов древесины, чаще тутовника или кустарника йылгын (гребенщик). В игре есть нападающие и защитники. Задача первых – забить мяч в лунку, вторых – обороняться. Игра «чилик-хекгал» воспитывает в подростках меткость, быстроту, целеустремлённость, командный дух.

Диапазон национальных игр весьма широк, это разновозрастное увлечение, но в большей степени - детское. Игровой фольклор является первой ступенькой в постижении ребёнком культуры родного народа, его эстетики, традиций и обычаев.

Игры – забавы веселят детей и, в то же время, знакомят с окружающим миром, воспитывают любовь к нему. Таковы, например, игры: «хромой журавль» («агсак дурна»), «хромая курица» («агсак товук»), «кошка» («пищик») и многие-многие другие, знакомящие детей с повадками животных.

Среди подвижных игр дошкольников и детей младшего школьного возраста – вариант всем известных «пряток» («горупгачды») и «жмурки» («тозданы»), «зацепиться за хвост» («гуйруктутды»), «поезд» («дузме») и «канатоходец» («дорвазчи»), эквиваленты которых можно найти у разных народов, но с различными названиями. Они не только физически развивают детей, но также учат дружбе и взаимопониманию. Вовлекаясь в процесс игры, ребёнок органично познает новые музыкальные и художественные образы, приобретает умения, навыки, развивает речь и фантазию. Таким образом, развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений их общего художественно-эстетического воспитания, формирования моральных и нравственных качеств.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в национальных праздниках духовно обогащают современное поколение туркмен, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

В последние годы туркменские учёные по всей стране успешно ведут активный поиск старинных образцов литературных памятников, изучают самобытные традиции и обряды, связанные с народным праздниками и развлечениями, в том числе весёлыми национальными играми. Специальные научные экспедиции этнографов организуются с целью сбора, изучения и распространения знаний о национальных детских играх.

Об исследовательском интересе к национальным играм свидетельствует и тот факт, что в Международной академии коневодства имени Аба Аннаева, открытой в новом городе Аркадаг, в числе специальных направлений обучения - «Национальные конные игры».

Безусловно, в современности самобытные национальные игры трансформируются, получая новое содержательное наполнение. Но важно, что остается преемственность, память об истоках, через которую осуществляется прогресс в самом лучшем его понимании.

Читайте также