Артист, научивший аккордеон звучать по-туркменски
14 Август 2024
Имя народного артиста Туркменистана, композитора, музыканта и певца Мями Чарыева в 60-90- е годы прошлого века было известно каждому туркменистанцу и далеко за пределами страны. Он стоял у истоков современной туркменской эстрады и был настоящей поп-звездой. Более десяти лет Мями Чарыев возглавлял Туркменскую государственную филармонию имени Мыллы Тачмырадова, способствуя популяризации национального музыкального искусства.
Вместе с тем, с именем Мями Чарыева связана популярность в Туркменистане аккордеона. Именно он ввел в туркменскую музыкальную культуру этот инструмент, ввел по-настоящему громко и оригинально. Играл на аккордеоне виртуозно, исполняя как национальные, так и песни других народов, свои сочинения.
Можно сказать, что Мями Чарыев вошел в историю туркменского инструментального искусства как первый и непревзойденный аккордеонист. В народе его прозвали «аккордеонлы айдымчы», «аккордеонлы бахши» (певец с аккордеоном). Можно сказать, что он научил аккордеон звучать по-туркменски. Впервые в 60-е годы ХХ века на аккордеоне в современной обработке зазвучали и произведения туркменских бахши. Таким образом, благодаря молодому композитору и вокалисту стихия народного мелоса органично соединилась с европейской гармонией.
Популярность его выступлений была настолько высока, что многие мальчишки, в том числе будущие известные туркменские музыканты и композиторы, стали активно обучаться игре на аккордеоне.
Мями Чарыев родился 12 января 1940 года в сельсовете «Ялкым» колхоза «Тязе ел» Байрамалийского этрапа Марыйского велаята, в семье чабана. В роду не было музыкально одаренных людей. Детство пришлось на военные и послевоенные годы, когда родителей больше волновало, как накормить детей. Но уже во время обучения в сельской школе у мальчика стал проявляться певческий талант, который не остался незамеченным.
Звучный голос Мями созывал односельчан на намаз. Природный дар позволял ему легко запоминать мелодии и песни, а затем воспроизводить их. Помимо школьных уроков пения, мальчика привлекал сельский клуб, где он впервые увидел пианино и аккордеон. С юных лет он стал не только играть на этих инструментах, но и сочинять свои песни. Особенно нравились юноше произведения классиков туркменской поэзии Махтумкули Фраги, Кемине, которые легко ложились на музыку.
По сохранившимся в семье преданиям, Мями было 16 лет, когда его заметил Данатар Овезов. Выдающийся композитор и педагог возглавлял комиссию, которая выявляла молодые таланты в разных регионах страны. В музыкальной школе города Байрамали состоялись прослушивания коллективов художественной самодеятельности. Талант Мями Чарыева был сразу замечен, и юноша был направлен в Ашхабадское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, где обучался с 1956 по 1960 годы.
В Ашхабаде Мями Чарыев начал и трудовую деятельность в средней общеобразовательной школе № 20, преподавал пение и руководил хором, из которого впоследствии вышло немало одаренных артистов и вокалистов. После окончания училища, вернувшись в Мары, Мями начал работать в Доме народного творчества.
Лирический тенор, виртуозно аккомпанирующий себе на аккордеоне, был замечен руководством сферы культуры и завоевал многочисленных поклонников, в том числе в творческой среде. Достаточно сказать, что известный туркменский поэт Кара Сейтлиев, восхищаясь талантом певца и его преданностью искусству, посвятил Мями Чарыеву стихотворение, в котором сравнил его с героем старинного туркменского дестана «Неджеп оглан», исцелявшего души людей своим музыкальным даром.
В 1960-х годах в составе агитбригад Мями Чарыев побывал в самых отдаленных уголках страны. В это время он начал активно сочинять эстрадные песни на слова Керима Курбаннепесова, местных поэтов - Ата Абдырахманова, Амана Аннамурадова. Особенно удавались ему русские частушки и авторские туркменские, в них отражался характер исполнителя, отличавшегося искрометным юмором и добродушием. Задорно звучали в его исполнении индийские хиты.
В союзе с молодыми талантливыми артистами Мями Чарыев создал музыкальный коллектив «Мургаб овазлары» («Мургабские голоса») при Государственном драматическом театре имени Кемине Марыйского велаята. В ансамбле были музыканты, певцы, иллюзионисты, театральные артисты. Одно из отделений концертов коллектива всегда посвящалось национальной музыке, второе - современной эстраде, которая была в новинку и вызывала большой интерес у слушателей. Ансамбль «гремел» на всю область, с гастролями артисты объездили марыйский регион, а затем и все соседние, выступали в пустыне на стоянках чабанов и нефтяников. Эстрадные песни являлись настоящим открытием для сельчан.
Мями Чарыев также создал на сцене марыйского драмтеатра ряд запоминающихся образов. В том числе в спектакле «Какамын арзувы» («Мечта отца») 1964 г., а также в постановке «Шагызы» (1968 г.), где он сыграл главную роль – Хемра.
В 1967 году Мями Чарыеву было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Туркменистана».
Популярность артиста была настолько велика, что его выступления под аккомпанемент аккордеона считались настоящим и долгожданным праздником. Руководители колхозов соревновались в умении привезти Мями в свои хозяйства на Хасыл той (праздник урожая).
У дома Чарыевых выстраивалась очередь из популярных в те годы авто: «Волга-ГАЗ 69», «Москвич», «Победа». Как вспоминает старший сын певца- Довлет, возвращаясь домой из школы, он не раз наблюдал такую картину и часто пользовался сложившейся ситуацией. За сладкое вознаграждение –шоколадку выносил из дома аккордеон, помещал его в один из ожидающих автомобилей и, таким образом, очень часто определял место выступления отца.
Мями любил своих слушателей. Иногда сценической площадкой становился полевой стан, расчищали от клевера или хлопка небольшой участок – и сцена готова. На бис исполнялись самые популярные лирические песни «Сени кюйседим» («Жажду встречи с тобой») на стихи сельского поэта Амана Аннамурадова, «Гара гыз» на поэтические строки Керима Курбаннепесова. Мями Чарыев говорил, что песню «Гара гыз» («Смуглянка») посвятил жене Дуньягозель, которую шутливо и ласково называл «моя Гозель Дурдыевна». Надо сказать, что жена не уступала мужу в трудолюбии – 27 лет Дуньягозель-эдже проработала на Марыйской швейной фабрике «Победа», была передовиком производства. За доблестный труд швея-мотористка была отмечена ценным подарком – автомобилем «Волга», в те времена – необыкновенная роскошь.
Мями Чарыев выступал в Польше, Республике Мали, Алжире, Индии, Йемене, Голландии, в целом ряде других европейских стран, а также в Армении, Азербайджане, России.
Артист любил сочинять и исполнять песни для детей, которые быстро «уходили в народ». Среди авторских - песни о Родине, работе, любви, красоте природы родного края, наполненные глубоким смыслом и эмоциональным исполнением. Особо популярны были: «Марыйский вальс», «Нам нужен мир», «За праздничным дастарханом моего края», «Яркие цветы», «Огни Ашхабада». Песня «Нам нужен мир» ежегодно в День Победы звучит в исполнении хора и духового оркестра Марыйской специальной музыкальной школы имени Еламана Хуммаева.
20 песен артиста под аккомпанемент российского ансамбля народных инструментов в 1979 году были записаны на студии «Мелодия» в Москве. Грампластинка «Мями Чарыев поет свои песни» вышла тиражом 400 экземпляров, один из которых бережно хранится в семье Чарыевых.
В 1970-е годы была открыта Марыйская областная филармония, Мями Чарыев был назначен ее директором и художественным руководителем, проработав на этой должности 12 лет. Параллельно с работой и многочисленными гастролями артист в 1970-1974 годах получал заочное образование на дирижерско-хоровом отделении Московского государственного института культуры.
В 1987 году в Туркменистане открыли отделение Всесоюзного музыкального общества и Мями Чарыев был назначен заместителем директора. А через два года он возглавил Туркменскую государственную филармонию имени Мыллы Тачмурадова в Ашхабаде, проработав в этой должности до официального закрытия филармонии.
В 1993 году Мями Чарыеву было присвоено звание народного артиста Туркменистана. Его многолетняя деятельность в области культуры отмечена медалью «За любовь к Отечеству», почетными грамотами и знаками отличия.
Сегодня в семействе Чарыевых – 11 внуков и 10 правнуков. Один из внуков носит имя своего деда. Мями –младший внешне поразительно похож на деда, вот только интересуется он больше футболом. А таланты Мями Чарыева унаследовали дети его старшей дочери Гулялек – педагога Марыйской специальной музыкальной школы имени Еламана Хуммаева. Ди-джей Аширмурад и популярный вокалист Гуванч Хуммаевы являются настоящими популяризаторами творчества своего деда и также как он великолепно поют и играют на аккордеоне.
Марал Каджарова.