Top.Mail.Ru

Ученые - геохимики открыли новый минерал

na-torgah-gtsbt-obshaya-summa-sdelok-sostavila-svyshe-7-millionov-763-tysyac-dollarov-ssha

27 Август 2024

В Мире

Абсолютно новый минерал, который ранее никто не находил ни на Земле, ни в космосе, почти одновременно, но в разных метеоритах, обнаружили российские ученые и их зарубежные коллеги геохимики. Ученые написали совместную научную статью в журнале «American Mineralogist». Об этом сообщает mail.ru.

Новый минерал назвали рубинит, но он не имеет ничего общего с красным рубином. Напротив, самые крупные его фрагменты, которые ученые смогли рассмотреть под микроскопом, имеют голубоватый оттенок.

Минерал назван в честь Алана Рубина, ныне здравствующего 71-летнего космохимика Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, за его большой вклад в исследования космохимии и минералогии метеоритов.

Рубинит представляет собой гранат с преобладанием в составе трехвалентного титана (Ti3+). Его химическая формула выглядит так: Ca3Ti3+2Si3O12.

Новый минерал отнесли к редчайшим событиям. Как сообщили в Минобрнауки РФ, в России его обнаружили в углистом хондрите типа CV3 под названием «Ефремовка», большая часть которого хранится в Главной метеоритной коллекции РАН, за рубежом — в метеоритах подобного типа — Allende и Vigarano.

Он невероятно тугоплавкий и химически устойчивый. Если бы такой минерал нашли на Земле не в микроскопических количествах, а побольше, из него можно было бы изготовить жаропрочные приспособления для техники и промышленности, лабораторных экспериментов. Но, в целом, обнаружение рубинита имеет научное фундаментальное значение.

В частности, изучение таких минералов, возникших вместе с Солнечной системой, имеет важное значение в минералогии и космохимии для изучения химического и изотопного поведения элементов на заре существования Солнечной системы, а также для поисков возможных следов досолнечного вещества, считают ученые.

Источник цитирует ведущего научного сотрудника лаборатории метеоритики и космохимии Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН (ГЕОХИ), доктора геолого-минералогических наук Марину Иванову, которая считает, что время геологических открытий продолжается: «с развитием научного оборудования, современной микроскопии и методов аналитики, ученые стали видеть в земных породах много такого, что раньше ускользало от их взора из-за мелкого, микронного размера. Ежегодно комиссия Международной минералогической ассоциации утверждает по несколько десятков новых видов. Что же касается метеоритов, в них находки новых минералов по-прежнему - редчайшее событие».