Туркменская вышивка – память веков и душа народа
05 Ноябрь 2024
Национальная вышивка, являясь частью уходящего своими корнями в глубокую древность прикладного искусства туркменского народа, явление оригинальное и самобытное. Как и знаменитые туркменские ковры она не просто сохранилась в своём первозданном виде, но и получила развитие в искусных произведениях современных рукодельниц.
Безусловно, вышивка ручной работы имеет определенную внутреннюю ценность, в ней всегда ощутимо присутствие её создательницы, её индивидуальность и одухотворенность. Она заключает в себе своеобразное послание, в котором прочитываются настроение, мысли и чувства мастерицы.
В старину вышивкой владели практически все женщины, так как она была связана с укладом жизни, обрядами и обычаями туркменского народа. Украшенные вышивкой наряды входили в приданное невесты, которое девушки начинали готовить с детства. При этом не забывали и представителей сильного пола, вышитые тахья (головные уборы), рубашки и доны (халаты) также были в гардеробе детей, юношей и мужчин.
Одежда, украшенная вышивкой настолько изысканна, что не перестаёшь удивляться, как могли человеческие руки сделать такую красоту!
Археологические изыскания, проводимые на территории Туркменистана, подтверждают древность этого вида рукоделия, его многовековую историю.
Многим узорам издревле придавалось магическое значение, поэтому некоторые вышитые вещи считались оберегами, которые защищали дом, людей от различных бед и болезней. Например, дерево символизировало долгую жизнь и взаимосвязь всего на земле, цветок считался символом красоты и непорочности. Круги символизировали материнство, плодородие и изобилие. Также круг считался знаком женского начала в природе. Квадраты обозначали земледельцев и плодородие полей, волнистые линии - знаки воды, а также начала жизни, треугольники - человека.
Не менее символическое значение имел и цвет рисунка. В одежде туркменок, в том числе в её декорировании вышивкой, до сих пор преобладают многочисленные оттенки красного. Этот излюбленный в туркменском народном творчестве цвет символизировал животворящие силы природы, и ему приписывалось магическое свойство - способствовать благополучию, здоровью, деторождению, защищать от дурного глаза. Со временем обереговое значение вышивки забылось, осталась лишь традиция украшать одежду вышитыми узорами.
Во все времена вышивка была связана с природой, а также трудом и бытом людей. Для создания сюжетов (эскизов) для вышивания, а также при подборе цвета ниток обращались к природе, старясь перенять у нее все краски и формы цветов и растений. Использовались исключительно растительные красители, что обеспечивало вышивке яркость и долговечность.
Существуют разнообразные приемы исполнения вышивок, но неизменно по-особому ярко декорируется праздничная, в том числе свадебная, верхняя одежда женщин. На наголовных халатах (курте) вышивали ветки с цветами, ломаные вьющиеся линии с трилистниками и бутонами, а на головных накидках чырпы или пуренджек расцветал красный тюльпан.
Каждый стежок и знак имел свое место и собственное значение, что позволяло рукодельнице передать широкую гамму чувств и настроений. При этом ручная вышивка раскрывает свою территориальную принадлежность. Несмотря на общность методики, в каждом населенном пункте она, как и другие виды народного творчества, имела свои особенности. Со временем местные связи расширялись и мастерицы учились друг у друга, перенимали опыт своих соседей, обогащая и улучшая собственные узоры.
Туркменская вышивка выполняется по особой методике, которую не найти больше нигде в мире. Она отличается своим узором, своей прочностью и долговечностью. Благодаря тому, что искусство орнаментальных вышивок передается из поколения в поколение, многие древние узоры используются и сегодня, отражая глубину традиции и её перспективность.
Важно, что в процессе вышивания отразилась характерная для национального творчества традиция наставничества. При передаче навыков опытные мастерицы, а часто это были старшие члены семьи – бабушки, мамы, воспитывали девочек, прививая им ценящиеся на Востоке такие женские качества как усидчивость, терпение, аккуратность, послушание, но вместе с тем и чувства цвета и гармонии. А полёт фантазии каждой рукодельницы преображал работу, делая вышивку уникальной и «говорящей».
При неформальном общении передавались не только навыки и техника вышивания, но также велись повествования о предках, рассказывались легенды о любви, добре и мире, что способствовало выбору сюжета для рукоделия, а в большей степени воспитанию патриотических чувств и эстетических представлений.
Рукоделие в Туркменистане было и остается занятием лучших потомственных мастериц, уделяющих большое внимание сохранению старинных орнаментов, восстановлению утраченных узоров. В стране организуется конкурс «Туркменская вышивка – наше национальное достояние», позволяющий выявлять и поощрять талантливых рукодельниц.
Среди великолепных образцов национальной одежды, представленной в Государственном музее Государственного культурного центра демонстрируется свадебная накидка курте, расшитая бабушкой Президента Сердара Бердымухамедова, матерью Национального Лидера туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедова – Огулабат эдже.
Свадебная накидка была вышита Огулабат эдже в 1971 году для золовки, всего лишь за двадцать дней. Курте, переданное ею в Государственный музей, украшают национальные узоры, при помощи техники коджеме на воротнике вышита надпись «1971 год», края обрамлены аладжа из шерсти верблюда.
Этот уникальный в своем роде экспонат, заключающий в себе унаследованные мастерицей от своих предков огромное трудолюбие и тонкое эмоциональное видение красоты мира, навсегда сохранит тепло её рук, бесконечную любовь к жизни, широту души и доброту открытого людям сердца.
Искусство туркменской вышивки в декабре 2022 года было включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, что не только подчёркивает его общечеловеческое значение, но и открывает новые возможности для изучения, сохранения и широкой популяризации этого национального достояния.