Туркменский тамдыр – символ мира и благополучия
06 Ноябрь 2024
Тамдыр - неотъемлемая часть туркменской культуры, вместе с благоухающим хлебом, испеченным в нем, – символ счастья, согласия и благополучия.
Тамдыр - глиняная печь цилиндрической конструкции обычно бывает высотой около 1 метра и диаметром 35-40 сантиметров. Изготовление тамдыра - дело достаточно тонкое. Сооружается он из высокоогнеупорной глины для укрепления стенок печи как снаружи, так и изнутри. В качестве строительных материалов используют особую красную глину, отличающуюся прочностью и жаростойкостью, а также песок. Глину для первого слоя перемешивали ногами, чтобы сделать ее густой, однородной по консистенции. Добавочными компонентами служат растения селин и тамариск, козья шерсть. После того, как печь готова, внутри разжигают огонь. Топят несколько часов, пока тамдыр не побелеет от высокой температуры – это признак готовности к использованию.
Как и хлеб, тамдыр издревле почитался как священный. Туркмены верили в магическую и целительную силу тамдыра. Он был своего рода маленькой домашней мечетью. До сих пор люди почтенного возраста, когда подходят к тамдыру, произносят слова молитвы.
О святости тамдыра говорят и сакральные знаки на его стенках, схожие с орнаментами-символами на туркменских коврах. Так, на его внешней стене до сих пор изображают один из древнейших узоров - «гочак» (рог горного козла), дабы оберечь от злых духов.
В чудодейственную силу тамдыра верили настолько, что считали, если плачущего младенца пронести три раза вокруг тамдыра, он успокоится. Чтобы исцелить больного, по преданиям, надо провести его вокруг печи три раза и недуг уйдет. Уезжающие в дальний путь, прикладывались лбом к стенке тамдыра, чтобы вернуться благополучно к родному очагу.
Когда семья вселялась в новый дом, то, переступая порог, вносили сначала хлеб-соль, а во дворе устанавливали тамдыр. Народная мудрость гласит: «Тамдыр во дворе - мир в семье».
Тамдыр символизирует не только семейное счастье, но и дружбу, единение народа. В давние времена, если путник входил в селение и видел много тамдыров, он сокрушался: тут что-то неладно, люди живут не дружно. Много печей в селе - дурное предзнаменование. Если печей было мало, это означало, что здесь живут дружно и с открытой душой. Об этом говорит и туркменская поговорка: «Когда на селе царят дружба и взаимопонимание, то достаточно на всех и одного тамдыра». Именно по количеству тамдыров в ауле враги часто определяли силу и сплоченность его жителей.
История тамдыра насчитывает не одно тысячелетие. Раскопки в Алтын-депе - городище бронзового века показывают, что предки туркмен уже 4-5 тысяч лет тому назад выпекали чурек в тамдыре. Но исстари тамдыр был не просто печью для выпечки хлеба, но и символом рода, национального духа.
В тамдырном дыме ощущается особый терпкий аромат, считается, что он тоже обладает магической силой. Например, детали национального музыкального инструмента – дутара вырезаются из древесины тутовника и урюка. Собранный дутар подвешивается над тамдыром, в котором разожжен огонь, с тем, чтобы, как говорят мастера, разные породы дерева под воздействием дыма «прижились» друг к другу.
Предки туркмен считали, что разрушение тамдыра предрекает большие беды. Поэтому, если приходится ломать старый тамдыр и строить новый, женщина должна раздать людям столько испеченных ею лепешек, сколько поместится в тамдыр.
Выпеченный в тамдыре чурек, приготовленный по старинным рецептам, остается и сегодня самым любимым, и главным украшением стола. В кулинарных пристрастиях туркмен сохранилось немало блюд, которые приготовляются непосредственно в тамдыре или связаны с его названием, например, тамдырлама.
У тамдырной продукции ассортимент весьма широк. В нем не только выпекают хлеб, но также готовят лепешки с различного рода добавками - тыквой, сушеными помидорами, жиром, мясом, луком и т.п. Пекут сдобные пироги с начинкой из мяса, рыбы, овощей, трав, грибов, шпината.
Из глубины веков дошли до нынешних дней правила отношения к хлебу, которыми руководствовались предки туркмен. Например, нельзя класть чурек тыльной стороной кверху, перешагивать через тесто, проходить за спиной женщины, занятой разделкой хлеба, класть хлеб на землю, отламывать кусочек чурека одной рукой – признак неуважения к хлебу.
Духовное значение хлеба даже преобладало над его материальной ценностью. Хлеб был настолько великой святыней, что на нем давали клятву. Впрочем, и сейчас, желая подчеркнуть правдивость своих слов, туркмен скажет: «хлеб есть!» и дотронется до него. Несправедливость или лживость слов, произнесенных в «присутствии» хлеба, могли навлечь кару на голову говорящего.
Чурек нередко служит компонентом амулета: его кладут под подушку роженицы, в колыбель младенца, им причащаются. Собираясь в дальнюю дорогу, туркмен обязательно возьмет с собой в попутчики кусочек хлеба. Существует поверье, что хлеб поможет человеку найти обратную дорогу, вернет его к родному очагу, к семье.
Для туркмен и по сей день тамдыр является олицетворением дружбы, единства и сплоченности народа.
Культура и быт туркменского народа неразрывно связаны с обычаями, церемониями, обрядами, пословицами и поговорками о тамдыре.
И уж конечно, хлеб достоин праздника. Ежегодно во второе воскресенье ноября отмечается Праздник урожая, когда чествуют земледельцев, в том числе хлеборобов.