Туркменское кино в современном формате
13 Ноябрь 2024
Характерной чертой развития современного туркменского кинематографа является стремление к созданию нового стиля, поиски новых художественных средств отражения действительности. И это, отнюдь, не факт забвения тех славных традиций, которые снискали в свое время туркменскому кино заслуженный авторитет и мировое признание. Национальная самобытность, высокое нравственное начало, которое несет с собой туркменская киноклассика, и сегодня остаются незыблемыми приоритетами развития кинематографа.
Памятуя об отпущенной киноискусству силе воздействия на массы, современное поколение туркменских кинематографистов стремится сделать «свое кино» проводником прогрессивных идей современной эпохи Туркменского государства, вдохнувшей новую жизнь в национальную культуру.
Сам факт развития современного туркменского киноискусства является веянием нового времени. Об этом свидетельствует происходящее в последние годы укрепление материально-технической базы Объединения «Туркменфильм» имени Огузхана, подготовка высококвалифицированных молодых кадров как в вузах страны, так и за ее пределами, строительство новых культурных центров, оснащенных современной кинопроекционной техникой.
В настоящее время открылись новые горизонты и возможности для налаживания многогранного международного культурного обмена, совместной работы с коллегами из разных стран мира. Придавая особое значение расширению контактов в области культуры, Президент Сердар Бердымухамедов неизменно выступает инициатором проведения творческих состязаний, участия туркменских кинематографистов в престижных фестивалях и конкурсах за рубежом. «Сегодня мы придаём большое значение развитию кинематографии, созданию и показу отечественных фильмов, проведению кинофестивалей, участию туркменских специа¬листов в мероприятиях, организуемых за рубежом», - отмечает глава государства.
Только в последние два года Туркменистан не раз представлял свои киноработы на различных кинофорумах. Так, фильм режиссера Сахысалиха Байрамова «Гызыл курте» участвовал в нескольких фестивалях, в том числе в «Тоджи Сомон» в Душанбе в середине октября 2023 года. Картина стала одним из номинантов на премию «Лучший фильм Центральной Азии» национальной кинопремии Казахстана «Ак Илбирс».
Туркменский фильм «Дерево судьбы» в ноябре этого же года был удостоен специального приза Исполнительного комитета СНГ «Кино без границ». Церемония прошла на площадке XXIX Минского международного кинофестиваля «Лiстапад».
Фильм «Dutaryň owazy» («Мелодии дутара») молодого туркменского режиссера Искандермухаммета Аннамухаммедова стал лауреатом специального приза жюри Международного кинофестиваля Farabi Film Festival, который состоялся в Алматы с 29 по 30 апреля текущего года.
Сразу две картины из Туркменистана «Ol Rumystany görsem» и «Umyt» были удостоены специальных наград и дипломов жюри международного кинофестиваля «Туран», проходившего 2-3 мая 2024 года в городе Измир Турецкой Республики.
Новый художественный фильм Daragt («Дерево судьбы») представил Туркменистан в конкурсной программе XVII Чебоксарского международного кинофестиваля, состоявшегося в столице Чувашской Республики с 23 по 29 мая и посвящённого этническому и региональному кино.
В числе современных достижений страны в развитии кино - Международный кинофестиваль «Рассвет Аркадага», состоявшийся в новом городе Аркадаг 14-15 октября 2023 года. Многоплановый по своему содержанию фестиваль способствовал дальнейшему укреплению международных связей в сфере кино и выдвинул в число стратегических задач сферы национальной культуры - развитие туркменской киноиндустрии.
Стартующий сегодня, 13 ноября, в Ашхабаде Международный кинофестиваль «Gorkut ata», объединив известных киноведов, актёров и экспертов тюркских государств и Российской Федерации, также нацелен на активизацию сотрудничества в области кинематографии, развитие киноискусства, ознакомление мирового сообщества с культурой тюркских народов.
В программе ашхабадского кинофорума представлено немало кинолент туркменских режиссеров на историческую тему. Их безусловным достоинством является стремление подняться над этнографичностью, быт не столько иллюстрирует, создавая яркую картинку, сколько объясняет характер, незыблемость ценностей, положенных в основу бытия.
Именно эта черта объединяет разные по жанру, сюжету и стилю картины, созданные или находящиеся в производстве на Объединении «Туркменфильм».
Современные туркменские кинематографисты поднимают самые разные темы, рассказывая о молодежи, проблемах большого города, экологии, ритмах нового времени, масштабности перемен, происходящих на туркменской земле, развитии национальной культуры. При этом в кинолентах самых разных жанров ощутимо стремление оценки действительности сквозь призму духовных ценностей нации.
В этом плане особенно показательны «юбилейные» фильмы. В первую очередь, это художественные и документальные ленты, посвященные 300-летию Махтумкули Фраги, которые снимались не только в Туркменистане, но и в разных странах мира.
Режиссеры сосредоточивают зрительское внимание на духовной силе народа, не утратившего своих традиций, поэтическом складе души туркмен, гениальным выразителем которой стал великий поэт Махтумкули Фраги, а за ним и целая плеяда туркменских поэтов и народных певцов, чье творчество проистекло из этой полноводной реки.
Сохраняя свой изначальный посыл, свои основополагающие качества: искренность и гуманизм, национальную самобытность, опору на высокие духовные ценности, ответственность перед зрителем, туркменское кино прокладывает свои пути в мире киноискусства, что дает основание говорить о его большом будущем, его востребованности у самого широкого зрителя.
Марал Каджарова.