Ювелирное искусство туркмен: гармония символических образов
20 Декабрь 2024
Прекрасные украшения, изготовленные туркменскими зергерами (ювелирами), позволяют прикоснуться к тайнам, ведущим в мир необычных представлений и символических образов. Ведь именно в украшениях символика, присущая всему национальному искусству, проявляется особенно ярко, волнующе. Бесконечное разнообразие ювелирных произведений гармонично складывается в цельную картину - поэтического мировоззрения их автора - туркменского народа.
Издревле ювелиры-зергеры научились виртуозно сочетать золото и серебро с благородными камнями, выработав не только традиции безупречного технического мастерства, но и непревзойденные по эстетическим качествам художественные каноны. Эти изумительные изделия создавались не только как декоративное дополнение к наряду, но и как чудодейственные талисманы.
Ювелирные украшения были неотъемлемой составляющей быта туркмен, их носили не только женщины и дети, но и мужчины. Ими украшали ахалтекинских скакунов в знак уважения к боевым коням и для защиты их от зла и болезни. Форма, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – все это несло в себе магический смысл. Даже выбор серебра был важен – по древним поверьям оно обладало целебными и защитными свойствами.
Величественный ансамбль туркменских украшений, изящных и вместе с тем монументальных в своей образности форм, обусловливал гармонию национального костюма, являясь его неотъемлемой частью и сопровождая туркменку на протяжении всей ее жизни: с детства до глубокой старости.
Носить украшения туркменским женщинам предписывали непреложные обычаи. Девушки и молодые женщины носили массивные украшения на голове, груди, шее, на руках и косах, на одежде. Женщины преклонного возраста не носили тяжелых и высоких головных позолоченных украшений, а, облегченные и из чистого серебра, такие, к примеру, как налобное украшение «кебелек» (бабочка).
Туркменские ювелирные украшения очень напоминают доспехи древних воинов. Одни из них удивительно похожи на шлем древнего рыцаря, другие - вызывают ассоциацию с кольчугой, защищающей от стрел и копий. А массивные браслеты «билезик», закрывающие руку от кисти до локтя, идентичны по форме стальным нарукавникам. Как тут не поверить, что существующие в народе легенды о древних воинственных амазонках, живших когда-то на туркменской земле, не плод фантазии, а действительно реальная история.
В старину туркменские зергеры, не ведая о физико-химической природе драгоценных камней и металлов, эмпирическим путем, творческим наитием познавали их свойства, оказывающие воздействие на человеческий организм, на самочувствие и настроение их обладателя.
Много интересного о ювелирах хранят народные предания. К примеру, одно из многочисленных требований, предъявляемых к мастеру, - точность. Существует на этот счет древнее предание. Однажды легендарному туркменскому ювелиру Хезил уста подложили под подстилку картонку. На утро великий мастер произнес: «Не пойму, что произошло: или потолок опустился или пол поднялся».
В древние времена, когда основным оружием в войнах были лук и стрелы, ювелиры одновременно были и лекарями. Они извлекали вонзившуюся стрелу из тела посредством специальной серебряной трубки, которая обладала антисептическим свойством и предохраняла при этом рану от заражения. Имея самые лучшие инструменты для работы, ювелиры одновременно были и «стоматологами».
Удивительны традиции ювелиров средневековья. Для посвящения ученика на самостоятельную работу собирались лучшие мастера-ювелиры округа, и выпускник держал экзамен по мастерству. Если он считался достойным, учитель по традиции дарил ему инструменты и материалы для работы. Но еще в течение целого года молодой мастер, прежде чем предложить свой товар на продажу, обязан был показывать каждую вещь учителю.
В Древнем Мерве существовали улицы шорников, гончаров, ювелиров. В роли «худсовета» выступали мастера с непререкаемым авторитетом, они объезжали на конях торговые ряды, не допуская к продаже недостаточно высокие по качеству ювелирные украшения. Возможно, благодаря именно таким жестким правилам ювелирное искусство достигло высокого уровня.
Туркменские ювелирные изделия никогда не были только элементом украшения. К примеру, когда девушка надевает серебряную гупба, венчающую подобно султану головную тюбетейку, она поневоле вырабатывает грациозную походку, пластику движений. Ювелирные украшения для мальчиков - бязбент (тип щита) и ок-яй (лук и стрелы) сызмальства воспитывают в них чувство защитников Родины.
Прошли десятилетия, прежде чем туркменское ювелирное искусство вновь получило достойную оценку. Конечно, украшения стали более легкими, ведь раньше комплект женских украшений мог весить до 8 килограммов. При этом произведения современных ювелиров сохраняют многие элементы традиционности.
Туркменское ювелирное искусство пользуется особым вниманием не только в Туркменистане, но и во многих странах мира, особенно оно популярно у представительниц прекрасной половины человечества.