Ровшен Непесов: Музыка способна передать глубину философской поэзии Махтумкули
07 Май 2024
Махтумкули – поэт на все времена
5 мая на концерте музыкального коллектива «Камерата Ашхабад» в киноконцертном центре «Ватан» состоялась премьера произведения Ровшена Непесова «Поэма Фраги». В эксклюзивном интервью Asmannews заслуженный деятель искусств Туркменистана, известный туркменский композитор, пианист, дирижер Ровшен Непесов рассказал о новом произведении и своем музыкальном постижении творчества Махтумкули Фраги.
Ровшен Овездурдыевич, поздравляем вас с успехом премьеры «Поэмы Фраги». Расскажите, как создавалось музыкальное посвящение Махтумкули.
- «Поэма Фраги» – мое первое сочинение, посвященное поэту. Работа заняла два года. Произведение явилось плодом долгих размышлений о судьбе и творчестве классика туркменской литературы. Не сразу пришло и его название, отсылающее к поэтическому жанру. «Поэма Фраги» создавалась для скрипки и камерного оркестра в содружестве с руководителем коллектива «Камерата Ашхабад» Бахрамом Долыевым.
Мы сотрудничаем с Бахрамом с начала организации его коллектива, я ценю их высокое исполнительское искусство, умение передавать энергию классики, донести ее до слушателей.
Конечно, я вкладывал в «Поэму Фраги» личное восприятие творчества Махтумкули, свою трактовку его образов, в которой пытался передать характерное для поэзии вечное противостояние начал жизни. Но, когда музыка уже сложилась, зазвучала в тебе, она начинает жить самостоятельной жизнью, ведет композитора за собой. Почти тоже происходит и со слушателями, задумка композитора может расходиться с их восприятием музыкального произведения, которое вызывает у каждого из слушателей разные эмоции и чувства, по-своему ведет их к постижению глубины поэтического текста.
«Поэма Фраги» была тепло встречена ее первыми слушателями. Я признателен им за это. Думаю, что при повторном исполнении она откроется новыми гранями.
- Как происходит рождение вашей музыки? Появляется она в голове или исходит из сердца?
- Рождение – это всегда таинство. Музыка не исключение. Это никогда не происходит по одному сценарию. В основном начинаешь слышать музыку внутренним слухом, потом подключаются руки, которые начинают ее воспроизводить, голова корректирует. Но, повторюсь, процесс творения, сочинительства, как и любой процесс рождения, непредсказуем.
- Как вошел в вашу жизнь Махтумкули?
- Можно сказать, что на генетическом уровне. Большим знатоком и ценителем поэзии Махтумкули был мой отец - Народный писатель Туркменистана, доктор филологических наук Овездурды Непесов. Отец родился недалеко от малой Родины поэта, в этрапе Кара-Кала (ныне Махтумкули), с детства впитав в себя красоту природы Сумбарской долины. Со студенческих лет он начал изучать поэзию, позже сам писал стихи. В его научном и литературном наследии Махтумкули занимает особое место. Великому поэту отец посвятил роман «Фраги» и научно-аналитические статьи.
Свою роль в познании поэзии сыграла мама – филолог, учитель туркменского языка и литературы Миве Непесова. Мама преподавала в музыкальной школе, тогда ее все знали, как РМША. Сейчас это. Специализированная музыкальная школа-интернат при Туркменской национальной консерватории имени Маи Кулиевой. Мы с братьями воспитывались на лирике, знали наизусть и цитировали много стихотворений, в том числе туркменскую классику.
Когда я начал открывать для себя Махтумкули, мне многое было непонятно. Хотя, и это очевидно, что открывать поэта можно всю жизнь. Мама приходила на помощь, объясняла, как специалист. У меня много любимых стихотворений Махтумкули, среди них немало философских и религиозных сочинений. Поражает глубина мысли Махтумкули, его пророчества. На мой взгляд, каждый большой поэт наделен этим даром. Он приходит к нему вместе с поэтическим постижением мира.
- Вы были так увлечены поэзией, но не пошли по стопам родителей, связав свою жизнь с музыкой. Кто повлиял на этот выбор?
- Так как мама работала в музыкальной школе, мои старшие братья, а затем и я успешно окончили эту школу. Старший брат играл на скрипке. Дома всегда был инструмент – пианино, и лет с 5-6 я начал играть. Братья оставили музыку, а я продолжил занятия. Правда, в то время я и сам до конца не осознавал, что жить без нее не смогу.
После окончания школы, как и многие мои одноклассники, я стоял перед выбором вуза, выбирал между модными в то время - юрфаком ТГУ и Нархозом. Родители увещевали: «16 лет занятий музыкой, успехи в сочинительстве, почему бы не продолжить». Отец поступил мудро, заключив со мной пари, – если три дня я не сяду за инструмент, то смогу выбирать любую другую специальность. Уже к вечеру этого дня, забыв о пари, я что-то наигрывал на пианино и был захвачен за этим занятием отцом. Так выбор был сделан в пользу консерватории.
В 1994 году я поступил в Туркменскую национальную консерваторию, где продолжил свое образование по специальностям композиция и оперно-симфоническое дирижирование. Моими учителями были выдающиеся композиторы и педагоги, до сих пор с большой благодарностью вспоминаю Реджепа Аллаярова, Игоря Пинхасова.
Сейчас я осознаю, что никогда не был бы счастлив без музыки.
-А ваши дети последовали по вашему пути?
- Две дочери занимались музыкой, но сделали свой выбор. Старшая учится в Америке, средняя – скрипачка осваивает IT-технологии в Румынии. Младшая дочь великолепно играет на фортепиано, прекрасно поет, но опять-таки выбор будущей специальности за ней. Главное, что музыка всегда присутствует в их жизни.
- «Поэма Фраги» ваше первое посвящение Махтумкули. Будет ли продолжение?
- Есть немало примеров удачного обращения к классике. Например, выдающемуся туркменскому композитору Нуры Халмамедову удалось создать великолепные романсы на стихотворения Махтумкули, и это одно из самых лучших музыкальных прочтений его поэзии. Безусловно, серьезная музыка способна передать глубину философской поэзии Махтумкули.
У меня есть такие задумки, но пока они поверхностны. Являясь автором десятков произведений разных жанров: симфоний, концертов, поэм, увертюр, сюит, пьес, аранжировок, я, тем не менее, критично отношусь к своим поискам. Слишком ответственен поэтический и философский текст, к нему больше подходит масштабное симфоническое полотно. Оно прорастает во мне, но пока не готово.
Уверен, что любой творческий человек, познакомившись с поэзией Махтумкули, будет стремиться отдать дань ему в своем творчестве.
- Желаем вам больших творческих успехов и ждем новой встречи с вашим прочтением поэзии великого поэта-философа.
С Ровшеном Непесовым беседовала Марал Каджарова.